Шачинский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Бондарской средней общеобразовательной школы

Отдел образования администрации Бондарского района Тамбовской области

Главная

История

Педагогический коллектив

Нормативно-правовая документация

План работы

Методическая копилка

Уголок боевой славы

Детская организация

Новости

Наши выпускники

Контакты

Гостевая книга

 

последнее обновление

14.11.2012

История нашей школы

"Без прошлого нет настоящего", - это крылатая фраза раскрывает главную цель этой страницы об истории нашей школы. Сегодняшняя школа продолжает лучшие традиции школы, о которой мы расскажем.

Итак, заглянем в глубь истории.

В 20-х годах прошлого века школы в селе Шача еще не было, но открываются избы-читальни. Они размещаются в заброшенных помещениях или арендуемых у крестьян свободных избах. Повсеместно создаются пункты ликбеза, организуются общества «Долой неграмотность». В эту большую и важную работу включились председатели сельских Советов, представители сельской интеллигенции, наиболее грамотные крестьяне. Приблизительно в 1925 году (точных сведений   не сохранилось) в селе открывается начальная школа, и  основной объем забот о народном образовании лег на плечи школьных работников – шкрабов, как их тогда называли.

Из воспоминаний бывшего заведующего Шачинской начальной школой Алексея Михайловича Фофанова:

- Я принял школу в начале января 1930 года от Петра Григорьевича Чернышева. Он был единственным учителем в селе. Что мог сделать один учитель?  В то время меня,       П.А. Фофанову и Т.И. Гудкову районный отдел народного образования направил в Шачу на укрепление. Всего тогда в школе обучалось 60 человек. Охват, конечно, был мал. Мы сделали дополнительный учет не посещающих школу ребят. Со второго полугодия обучалось уже 90. А еще через год в школе числилось 120 учащихся. Нас было трое учителей, а классов 4. Как быть? Решили сделать так: первый класс дали одному учителю, второй и третий – другому, за мной закрепили четвертый класс. Не хватало учебников. На двух учащихся приходился один комплект. Было не меньше и других трудностей, но их мы всеми силами и средствами стремились преодолеть. Для учащихся организовали горячие завтраки, сельский Совет снабдил нуждающихся одеждой и обувью.

Среди взрослого населения преобладающее большинство было не- грамотным. Для проведения занятий организовали две группы, использовали на учебу вечернее время. К малограмотным прикрепили учащихся четвертого класса.

Школа освещалась слабым светом керосиновой лампы.

Усталые после работы, садились крестьяне на грубо сколоченные скамейки и выводили непослушными пальцами корявые буквы: «Мы – не рабы, рабы – не мы». Не хватало бумаги, чернил, карандашей. Однажды Алексей Михайлович Фофанов, диктуя какое-то предложение, заметил, что его взрослые ученики перестали записывать. Что случилось? Оказывается, кончились чернила, добытые им в обществе «Долой неграмотность».

- А вы знаете что, - предложил учитель собравшимся, - у кого есть дома столовая свекла? Можно ее соком писать.

И писали красным свекольным соком.

Тяжелое наследство досталось народным просвещенцам: 85% крестьян были неграмотными. Нелегко было «шкрабам» бороться с последствиями забитости и темноты. К тому же сказывалось еще плохое материальное положение, люди были сильно загружены работой, многие не могли преодолеть психологических барьеров относительно необходимости учебы. И все равно учителя изыскивали различные методы для ликвидации не-грамотности. Наряду с проведением уроков частенько ходили по домам, знакомили сельчан с букварями и книжками, показывали картинки на темы новой советской жизни, комментируя их содержание, организовывали читки газет.

Не будет, наверно сказано слишком громко, если деятельность первых народных просвещенцев приравнять к подвигу. Энтузиасты своего дела, люди, не считавшиеся ни с трудом, ни со временем, они существовали на тридцать фунтов хлеба и с добровольного самообложения  населения, не имея зачастую других средств или каких-либо привилегий.

 Учителя школы часто проводили собрания, разъясняли значения коллективизации, вели большую агитационно-массовую работу среди населения. Школа неразрывными нитями была связана с только что образовавшимся колхозом, и тот факт, что население вступило в него, можно сказать, дружно, говорит и о ее заслуге. Она действительно сеяла «разумное, доброе, вечное!»

В 1957 году в селе Шача была открыта новая семилетняя школа, в которой обучаются учащиеся и сегодня. В 2007 году нашей школе исполнится полвека. За эти годы руководителями школы работали      Данилов В.П., Свиридов В.И., Хохлова Л.И.,       Суровцев А.А., Фомичев А.А., Попов Б.В., Панькин В.А.  Доброго слова заслуживают учителя, отдавшие школе десятки лет своей жизни: Аношкина А.А., Пенкина А.И., Каюткина Е.М.,   Зеленцов И.И., Суровцева В.П., Фомичева Н.А.,    Михейкина М.С., Суркова Н.Е., Чуканова П.И.,  Захарова Р.И., Назаркина А.Г.,   Глазатова Т.А. и другие.

За годы своего существования школа выпустила тысячи своих выпускников. Среди них генерал-майор Абрамов А.В., офицер - Глазатов В.В., главный прокурор города Рассказово- Федотов А.А., главный казначей Тамбовской области - Федотова Т.А. Выпускники Шачинской школы школы - медицинские работники, учителя, агрономы, инженеры, бухгалтеры, механизаторы, шоферы.

С 1 сентября 2008 года, в соответствии с муниципальным планом оптимизации муниципальное общеобразовательное учреждение Шачинская основная общеобразовательная школа реорганизована в муниципальное общеобразовательное учреждение Бондарскую среднюю общеобразовательную школу с преобразованием в филиал.

История школы продолжается, потому что "без настоящего нет будущего".

 

вперёд назад

Hosted by uCoz